Стив МакКарри: о Москве и мечтах о Сибири

Стив МакКарри о Москве, опасной фотосъемке и мечтах о Сибири

Фото: Антон Усанов

Этим летом в Московском музее современного искусства при поддержке Государственного Эрмитажа открылась персональная выставка всемирно известного фотографа, автора портрета Афганской девочки Стива МакКарри Нерассказанная история. В экспозицию проекта вошло более 80 работ уникальные серии снимков, фрагменты из записных книжек и маршруты перемещений фотографа. Нерассказанная история продлится до 2 сентября.

Фото: Антон Усанов

На открытии выставки состоялся public talk при участии самого МакКарри и куратора проекта, заведующего отделом современного искусства Государственного Эрмитажа и руководителя проекта Эрмитаж 20/21 Дмитрия Озеркова. Участники встречи могли не только послушать выступление фотографа у них была возможность задать МакКарри свой вопрос. МОСГОРТУР собрал ответы фотографа на 10 самых интересных вопросов.

Фото: Антон Усанов

О Москве

Одна из самых значимых для меня выставок прошла в Эрмитаже, одном из величайших музеев в мире. Конечно, проведение выставки в Москве для меня также большая честь. Первый раз я был здесь в 1980-х, помню, что было холодно и серо. В 2018 году по Москве гуляют люди, одетые так же, как в Париже или Нью-Йорке. Больше всего меня как раз поразили люди. Они стали более глобализированными, более сложными.

О фотографах, оказавших влияние на профессиональную деятельность

Это Брайан Брэйк, который всегда видел красивую композицию, Андре Кертеш, который всегда мог поймать интересный момент, Эрнст Хаас, который снимал в цвете, и Эллиотт Эрвитт, который, в основном, делал черно-белые фотографии.

Но есть фотограф, который повлиял не только на меня, но и на все поколение это Анри Картье-Брессон. Он умел оказаться в нужном месте в нужное время, и у него был талант подмечать интересные кадры. Мы несколько раз встречались в Париже. Анри всегда хорошо ко мне относился, но был довольно строгим и много критиковал. Думаю, если бы он нелестно отозвался о моей работе, меня бы это убило, и я бы решил бросить фотографию.

Женщины в магазине обуви. Кабул, Афганистан 1992

Анри многому меня научил через обычные разговоры. Однажды он дал мне совет: В профессиональной съемке делай фотографии цветными, в личной черно-белыми. Впрочем, этим советом я никогда не пользовался.

О поиске сюжета

Прежде всего, мне интересно путешествовать и посещать разные места. Жизнь это, в конце концов, не только про фотографию, но и про изучение нового. Я всегда держу в голове около 20 сюжетов и предметов, когда осматриваю окрестности. Меня всегда очаровывают пары, а также люди, которые читают, спят, прогуливаются, играют. Неважно, в аэропорту, машине или где-то еще.

О местах, где никогда не был, но которые хотел бы посетить

Я бы хотел поехать в Иран (но сейчас это сложно, когда ты американский фотограф), Мадагаскар и Сибирь. Мне кажется, Сибирь это одно из тех мест, о которых постоянно слышишь, как Томбукту. В самом названии есть какое-то чувство удаленности, другого конца света. Я был в Томбукту, но не был в Сибири, и обязательно хочу восполнить этот пробел.

Я не так много фотографировал в России. Каждый раз, когда я приезжаю сюда, получаю богатый опыт. Если бы я мог повернуть время вспять, то поменял бы некоторые поездки в 1970-1980-х годах в Индию на поездки в Россию. Мне бы хотелось побывать в те годы в Китае, потому что изменения, которые произошли там за последние 30 лет, поражают.

Монахи на Золотой скале. Кьяикто, Мьянма 1994

Я бы хотел больше поснимать в своей собственной стране. Но каждый раз, когда кто-то мне говорит: У меня есть билет на самолет, он никогда не имеет в виду другой штат это всегда другая страна.

В мае я был в Монголии, где познакомился с удивительными людьми, местами и культурой. Было очень интересно узнать об оленеводах и охотниках, которые живут в степи. Всегда здорово посещать новые места, о которых ты слышал, но где никогда не был.

О помощнике в путешествиях

Организовать путешествие не так трудно забронировать гостиницу и все такое. Самое главное иметь надежного переводчика или гида, который знает местный язык и которому ты можешь доверять. Такой человек может объяснить, куда идти, где найти машину или лошадь. Когда я только начинал, у меня был гид, который украл все мои камеры. Тогда я понял, что обязательно нужно знать, с кем вы работаете.

Об опасной фотосъемке

Однажды я делал фото из поезда, а ассистент должен был держать мне ноги. Вот почему ты должен доверять своему ассистенту. Это человек, который не только следит за оборудованием и вещами иногда от него зависит и твоя жизнь.

Когда я только начинал, я пытался найти свою фишку. Тогда я действительно чувствовал адреналин от опасных съемок и был готов рисковать. Сейчас для меня самое главное рассказать важную историю, пусть даже в опасных местах. Я никогда не был военным фотографом и не стремился к этому. Я действительно выполнял несколько заказов в военных зонах, и мне всегда было интересно рассказывать истории о поведении людей в таких ситуациях. Иногда я оказывался в подобных местах случайно. Наверное, съемки в зонах военных конфликтов в общей сложности это один год из сорока лет работы. Я не считаю, что ради фотографии можно умереть.

О том, стоит ли вмешиваться в ход событий

Меня часто спрашивают: сделать хорошее фото или спасти жизнь. Я отвечаю: Конечно, сделать фото. Это шутка. Думаю, в такой ситуации 99% людей стараются помочь едой, деньгами, медикаментами. Мне кажется, важно оказать любую помощь, по крайней мере, хотя бы попытаться. Но мой опыт показывает, что обычно я появляюсь довольно поздно, когда врачи уже помогают людям. Мне кажется, мы все должны помогать.

Тренировка шаолиньских монахов. Чжэнчжоу, Китай 2004

О съемках в фильме

Ко мне дважды обращались голливудские режиссеры. Это было 15-17 лет назад. Я до сих пор жду следующего телефонного звонка.

Об объективности на фото

Думаю, это зависит от задачи фотографии. Например, если это новостная фотография, она должна отражать факты. В этом случае не нужны интерпретация или личный взгляд фотографа, нужны только точность и факты. Если вы пытаетесь заложить большее значение, значит, вы рассказываете свою историю.

Например, если вам нужна новостная фотография этой встречи, вы сфотографируете эту комнату, а не книжный магазин внизу и не спящего человека. В противном случае вы придете в редакцию с этими фотографиями, и вас спросят: Зачем вы это сделали? Нужна была фотография комнаты, а не спящего человека, пусть даже это шедевр.

Шарбат Гула. Афганская девочка. Лагерь беженцев Насир-Баг недалеко от Пешаварa, Пакистан 1984

О планах

Мы с женой поедем в Австралию, а потом на Галапагосские острова. И, конечно, я планирую посетить Сибирь.

Автор: Алена Рангаева, корреспондент редакции Мосгортура (ГАУК МОСГОРТУР)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: