Мастер-классы. Посещать или нет?

В этой статье я хочу затронуть довольно неоднозначную тему. Это тема мастер-классов по фотографии и обработке изображений.

Помню, в советское и отчасти, постперестроечное время по стране гастролировали разные артисты иллюзионисты, цирки лилипутов, затем сотни ласковых маев и миражей. Каждый зарабатывал как мог. Теперь подобная ситуация наблюдается сейчас в сфере обучения фотографии и обработке (за исключением того, что до клонов дело еще не дошло). По стране и постсоветскому пространству гастролируют толпы фотографов и ретушеров, обещающих за пару дней научить всех желающих круто снимать и не менее круто обрабатывать фотографии.

Хорошо это или плохо и как отличить зерна от плевел? Реально ли научиться снимать и качественно обрабатывать фотографии, посетив один-два мастер-класса? Что полезного можно вынести с мастер-класса или воркшопа действительно грамотного специалиста? Я постараюсь ответить на все эти вопросы.

Первое: то, что сейчас можно посетить мастер-классы известных фотографов и получить знания, не приезжая специально в крупные города, безусловно, хорошо. Плохо то, что на одного-двух действительно хороших специалистов и преподавателей приходится 10-20 выскочек-скороспелок, которые даже не знают элементарной фототерминологии и базовых понятий. Чтобы не быть голословным, приведу примеры:

В Москве на одном крупном мероприятии одна барышня-фотографиня (по понятным причинам, мест, имен и фамилий я называть не буду) всерьез рассказывала о том, что при естественном свете, снимая в помещении, нужно обязательно ставить выдержку не длиннее 1/1000 1/2000 секунды и задирать ISO как можно выше. На вопрос, для чего и какой в этом смысл ответ был шокирующим: У меня так картинка получается пластичнее, и вообще я всегда снимаю на высоких ISO, даже на солнце. Всё, занавес!

Другой пример, с этого же мероприятия. Человек обучает ретуши с помощью специальных экшенов. Ничего особенного, у каждого профессионала есть подобные наборы экшенов, ускоряющие отдельные этапы работы. Элементарно один экшен делает немного модифицированное частотное разложение, другой позволяет добавить коже загар, третий отбеливает зубы, ну и так далее. Но с первых же слов хочется встать и уйти: Если я увижу информацию в интернете, похожую на ту, что я сейчас даю я вас засужу, у меня хороший юрист. Ладно, посидим, посмотрим. Дальше больше. Предложение делать ретушь кожи для глянцевого журнала с помощью точечной восстанавливающей кисти это нечто! Любой опытный ретушер знает особенности этого инструмента, в частности, то, что он нарушает, замыливает текстуру, в отличие от обычной восстанавливающей кисти. Но дальше еще интересней на места с нарушенной этим способом ретуши текстурой кожи предлагается добавить разблюренный шум, разбросав его с помощью команды тиснение! То есть, сначала губим родную текстуру, затем ее воссоздаем. Забавно, однако.

Да, подобный способ ретуши есть, его придумал фотограф и автор книг и видеокурсов по фотосъемке и ретуши Ли Варис. Но он имеет свое, довольно ограниченное применение.

Итак, если вы выбираете, какой мастер-класс посетить, советую обращать внимание на людей, которые профессионально занимаются фотосъемкой или обработкой несколько лет, иначе, вполне можете попасть на подобных учителей.

Второе: реально ли за один-два мастер-класса научиться снимать и обрабатывать так, как это делает данный фотограф или ретушер?

Нет, вы не сможете снимать также. Почему? Потому что вы это вы, а он это он. У вас разное восприятие, видение окружающего и его интерпретация, к тому же он шел к своему стилю много лет. К тому же, на мастер-класс обычно приглашают профессиональных моделей, над их образом работают стилист, визажист, мастер по прическам. Именно работа над идеей, затем над образом модели, а потом уже световое, цветовое и пространственное решение определяют успех фотографии.

Но вы можете научиться таким нюансам работы со светом, с моделью, разработке идей и образов, о чем вы вряд ли когда-нибудь прочитаете в книге или найдете информацию в свободном доступе в интернете, посмотреть, как работает мастер своего дела.

Как пример, могу привести интереснейший мастер-класс Миши Бурлацкого по мокрому коллодию (амбротипии), который я посетил в рамках Фото Слета 2013. На наших глазах происходил весь процесс подготовки стеклянных и металлических пластин к работе: нанесение слоя коллодия, подсушка, покрытие слегка подсохшего слоя коллодия солями серебра, затем съемка портретов на мокрую же пластину, проявка и фиксирование результата.

Еще один пример, семинар Александра Медведева под названием Только 5 кадров. Это действительно полный переворот мозга! Все разложено по полочкам и проиллюстрировано с помощью блок-схем и наглядных примеров.

Многое также зависит от уже имеющихся у вас знаний и опыта. Если у вас есть базовые знания и некоторые навыки работы со светом, с камерой, с моделью, вы сможете почерпнуть для себя гораздо больше полезного, если же базовых знаний нет, многое просто ускользнет от вашего внимания.

Теперь про обработку. Сможете ли вы, посетив мастер-класс, научиться обрабатывать фотографии также, как преподаватель? В некоторых случаях да, в некоторых нет.

Вы не сможете научиться такой же обработке, если не владеете основами работы в графических редакторах. Причем, под основами я понимаю не беглое знакомство с программой путем просмотра видеоуроков из интернета или периодическое выполнение работ по многочисленным пошаговым урокам, а четкие систематизированные знания по основным инструментам, командам и способам работы с ними.

Вы не сможете научиться глянцевой ретуши или создавать сложные коллажи за одно-два занятия с нуля, так как чудес на свете не бывает. Ноты знают все, а чтобы научиться играть на музыкальном инструменте хотя бы простые мелодии, нужно несколько месяцев занятий. Так почему с фотографиями должно быть иначе? Все то же самое!

Мастер-класс по обработке может принести вам пользу только в том случае, если вы уже достаточно неплохо разбираетесь в работе с программой. Только в этом случае можно нормально воспринять, зафиксировать и переварить полученные знания, переложив их на свой рабочий поток. В случае сложных мастер-классов этот процесс переработки полученной информации может занимать до нескольких месяцев.

Вывод: не стоит посещать МК по обработке, если у вас нет крепких базовых знаний по обработке фотографий. Если вы и научитесь чему-то, то это будут отрывочные знания. Последствия обычно таковы: на мастер классе и на похожих фотографиях обработка получается, а на немного отличающихся фотографиях уже нет, так как отсутствуют фундаментальные знания.

Все-таки, что же полезного можно почерпнуть для себя из мастер-класса действительно хорошего преподавателя?

Первое, это большой объем хорошо структурированной информации по различным аспектам фотографии и обработки изображений. В наш век практически любую информацию можно найти в интернете, но чтобы вычленить из нее действительно полезное, да еще и структурировать, привести в систему на это уходит очень много времени и сил. То есть, по сути вы покупаете даже не информацию, а время, точнее, его огромную экономию. Часто это можно сравнить с перезагрузкой мозга, когда всю разрозненную доселе информацию, которая обрывками лежала в вашей памяти, кто-то сложил в четкую структуру и разложил по полочкам.

Второе, это общение с известным мастером, возможность посмотреть, как он работает, откуда черпает вдохновение, как строит свой рабочий поток, перенять уникальные наработки. Также это возможность задать интересующие вас вопросы и получить на них ответы.

Третье, это колоссальная мотивация для дальнейшей работы и творчества. Новые идеи, новые мысли, новый виток вдохновения. В общем, это хороший пинок под зад в нужном направлении.

Еще один вопрос, которого хотелось бы коснуться. Можно ли использовать фотографии с мастер-классов в своем портфолио? Считается, что это нежелательно. Дело в том, что это не ваша фотография: идею разработали не вы, модель готовили к съемке не под вашим чутким руководством, свет ставили тоже не вы. Это тренировочный материал для вас. Только так его и следует рассматривать.

Кроме того, могу сказать, что на мастер-классах очень редко можно сделать действительно хорошую фотографию, так как в моем понимании, фотограф должен работать с моделью один (ассистенты и вспомогательный персонал не в счет). А когда вокруг толкаются человек 20 таких же, как вы, о какой качественной работе с моделью может идти речь?

Идеальный вариант, когда вы ставите основной целью именно получение и фиксацию информации на мастер-классе, но никак не съемку.

Если вы выкладываете в своих альбомах фотографии с мастер-классов, следует так и подписывать их, указывая, что фото сделано на мастер-классе такого-то фотографа.

Если же вы желаете иметь в своем портфолио подобные же фотографии, придется пригласить для этой цели модель, стилиста, визажиста и мастера по прическам, найти студию с хорошим оборудованием и постараться повторить результат мастер-класса.

На что еще следует обращать внимание? Всегда заранее узнавайте, каким образом разрешается фиксировать информацию. Это очень важный момент, так как после мероприятия вы сможете вспомнить процентов 25-30 услышанного и увиденного (если только не занимались специальными методиками тренировки памяти), а через месяц-два и вовсе процентов 5-7 Адекватные преподаватели обычно разрешают пользоваться диктофонами и фотографировать экран, некоторые даже приветствуют это. Если это запрещается, то адекватность и компетентность преподавателя можно поставить под сомнение. Если он так боится потерять будущих учеников из-за того, что его материал где-то всплывет и обнародуется, может тогда ему и рассказать-то больше нечего, кроме пары фишек по съемке и обработке? Задумайтесь об этом. Старайтесь конспектировать особо важные моменты, зарисовывать схемы.

Все, что я написал, в полной мере относится также и к онлайн мастер-классам, семинарам, вебинарам и индивидуальному обучению через Skype, которые набирают все большую популярность. Онлайн-обучение имеет как свои преимущества, так и некоторые недостатки. Здесь с фиксацией информации все намного проще: вы можете просто записывать трансляцию с помощью любой программы, позволяющей вести запись экрана, например, Snagit или Camtasia Studio.

Надеюсь, что моя небольшая статья поможет вам лучше ориентироваться в многочисленных обучающих мероприятиях, а также избавит вас от ложных иллюзий насчет мастер-классов и подобных форм обучения.

Автор: Евгений Карташов

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: