Применение ColorChecker 24 с Capture One #1

Настоящая статья содержит пошаговое руководство по настройке точной 1 передачи цветов с помощью референса 2 ColorChecker с 24-мя эталонными цветами и RAW-интерпретатора Capture One от компании Phase, а также отражает мой опыт в профилировании цифровых фотоаппаратов.

Этот же процесс для связки ColorChecker 24 и Adobe Camera Raw (Adobe Lightroom) описал ранее Евгений Карташов в своих статьях. Если Вы пользуетесь продуктами компании Adobe для обработки RAW-файлов, обратитесь к указанным ресурсам.

Технология профилирования

Коротко опишу общий технологический процесс, если Вы с ним не знакомы. Он называется профилированием цифрового фотоаппарата. Его цель обеспечить точную (стандартизированную) цветопередачу в звене цифровой фотоаппарат RAW-интерпретатор.3

Есть карточка с нанесёнными на неё 24-мя плашками (квадратами), окрашенными в эталонные цвета. Её необходимо определённым образом сфотографировать перед съёмкой Вашего основного сюжета в тех же условиях освещения, в которых Вы снимаете основной сюжет, и на те камеру и объектив, которым фотографируете.

Затем снимок, на которой запечатлён референс, Вы скармливаете специальной программе генератору цветовых профилей. На выходе получаете файл, содержащий цветовой профиль. Он описывает поправки к отображению цветов на фотографиях, которые получены в тех условиях съёмки, что и снимок, содержащий изображение референса.

Цветовой профиль встраивается в RAW-интерпретатор, которым Вы пользуетесь: файл, описывающий цветовой профиль, помещается в определённый каталог на компьютере. Этот шаг выполняется автоматически прозрачно для Вас или вручную.

Во время обработки RAW-фотографии основного сюжета, Вы можете указать для неё созданный цветовой профиль RAW-интерпретатор приведёт цвета на фотографии к стандарту.

Вместо RAW-изображения можно настраивать точную передачу цветов, взяв за исходную фотографию растровой изображение, например, JPEG- или TIFF-картинку. В данной статье я придерживаюсь идей промышленной фотографии, которая в большинстве случаев основывается на работе с RAW-изображениями: DNG, NEF, CR2, PEF и так далее.

Обращу внимание, точность цветопередачи не говорит о том, что цвета на фотографиях всегда будут выглядеть так, как Вам или Вашему заказчику нужно. Поддерживая слова Евгения Карташова, повторю: нужные цвета выводятся из стандартизированных цветов. Это традиционная стратегия, которая в коммерческой фотографии обеспечивает предсказуемое и стабильно высокое качество изображения и, тем самым, экономит Ваше время и время Ваших заказчиков.

Отличия профилирования для Camera Raw и Capture One

В современных версиях Adobe Lightroom профилирование упрощено. Всё, что Вам нужно указать из каталога Lightroom фотографию, на которой запечатлён референс, и выбрать специальную команду в меню. Цветовой профиль будет автоматически сгенерирован и добавлен в список Camera Profile (Профиль фотоаппарата), из которого Вы можете выбрать созданный профиль. Так происходит, если Вы пользуетесь современной версией референса, выпущенной компанией X-Rite ColorChecker Passport. Этот случай подробно рассматривается в серии статей Использование ColorChecker Passport Евгения Карташова.

Если Вы как в моём случае используете альтернативные референсы, то фотографию, содержащую изображение ColorChecker 24, сначала необходимо указать программе Adobe DNG Converter, распространяемый на веб-сайте компании Adobe бесплатно. То есть, здесь в Вашем технологическом процессе появляется лишний этап. Этот случай описывается в статье Бюджетный Color Checker 24 Евгения Карташова.

В случае с Capture One, который я рассматриваю в настоящей статье, Вам понадобится специальная программа, предназначенная для генерации цветовых профилей. Своей утилитой компания Phase не располагает, а компания X-Rite на данный момент не выпускает программного обеспечения для интеграции с Capture One. Генераторы цветовых профилей, созданные под платформы Windows и Mac, распространяются за деньги. Их не много, а заточенных под работу с Capture One ещё меньше. Я нашёл только одну.

Обращу внимание, Camera Raw воспринимает цветовой профиль, созданный по спецификации DNG (файл с расширением dng или dcp), Capture One только в формате ICC (файл с расширением icc, icm, ic2). Если Вы, как и я, пользуетесь и Camera Raw, и Capture One, Вам придётся создавать из одной фотографии референса цветовой профиль в двух форматах.

Исходные материалы

Для профилирования Вам понадобятся:

  • референс ColorChecker 24 (он же ColorChecker Classic) или Color Checker Digital SG 4,
  • индивидуальный референсный файл, поставляемый в комплекте с референсом,
  • программа, генерирующая цветовые профили в формате ICC BasICColor Input,
  • RAW-интерпретатор Phase Capture One.

Приведу пояснения к списку выше.

ColorChecker 24

Я использую альтернативный референс ColorChecker 24, выпускаемый Виктором Лушниковым. Виктор Лушников инженер, который известен разработкой одуванчика Лушникова, позволяющего задействовать автофокус камеры с неавтофокусными объективами:

Упаковка и внешний вид калибровочной мишени, поставленной мне Виктором Лушниковым. Полиэтиленовый пакет с замком точно по размеру карты, калька в качестве прокладки между поверхностями для измерения баланса белого и 24-ёх плашечной карты, жёсткое пластиковое основание со скруглёнными углами, выдерживающее условия транспортировки и эксплуатации, отверстие под шнурок.

Стоимость мишени от Лушникова 5 в 14 раз ниже стоимости на российском рынке аналогичного ColorChecker Passport, разработанного компанией X-Rite. Качество референса Лушникова оценили Евгений Карташов и Алексей Шадрин, результат исследования представлен в статье Бюджетный Color Checker 24. Познакомьтесь с ней перед тем, как приобретать калибровочную мишень.

Индивидуальный референсный файл

Это текстовый файл, сгенерированный производителем референса с помощью оборудования и программного обеспечения для калибровки мониторов, принтеров, сканеров и других устройств, отображающих визуальную информацию. Файл всегда относится к конкретному экземпляру референса, поэтому и называется индивидуальным. Вот таким может быть содержание файла:

индивидуального референсного файла к моему экземпляру калибровочной мишени.

Без референсного файла или с ним, но относящимся к другому экземпляру калибровочной мишени, Ваш референс и программа, генерирующая цветовые профили, становятся больше бесполезными, чем полезными. Причина одни и те же эталонные цвета могут отличаться на двух экземплярах. Индивидуальный референсный файл приводит особенности отпечатанной мишени к теоретическому эталону, прописанному в стандарте.

В моём случае на основание референса нанесены уникальный номер и адрес веб-сайта, с которого можно скачать индивидуальный референсный файл по указанному номеру:

У каждого конкретного экземпляра референса всегда есть особенности, как не бывает двух людей с идентичной внешностью. Серийный номер это метка, которая позволяет экземпляр калибровочной мишени с его индивидуальным референсным файлом. Взяли чужой референс попользоваться не забудьте попросить у владельца индивидуальный референсный файл.

Программа-генератор цветовых профилей в формате ICC

BasICColor Input

Интерфейс программы BasICColor Input версии 5.0.4, готовой к работе.

BasICColor Input распространяется через веб-сайт разработчика и доступна для платформ Windows и Mac. В настоящей статье я продемонстрирую в деле последнюю версию для Windows 5.0.4. Интерфейс, информация на веб-сайте и руководство пользователя полезный по содержанию и удобно оформленный текст, который я рекомендую Вам для ознакомления на немецком и английском языках. После регистрации, для которой Вам потребуется действующий адрес электронной почты, программой можно пользоваться в течение 14 дней бесплатно. В течение тестового периода она функционирует без ограничений. Процесс приобретения, установки и настройки программы я опишу и проиллюстрирую далее.

Обращу внимание, интерфейс программы отображается на компьютерах с современной графической системой. Например, Intel HD Graphics первого поколения отрисовывает его с искажениями, которые нормальному использованию программы не мешают. На компьютерах с более старой видеокартой интерфейс может не отображаться вовсе, что делает наличие этого генератора бесполезным.

GretagMacbeth Profile Maker

Интерфейс программы GretagMacbeth Profile Maker версии 5.0.8, готовой к работе.

Изначально я попробовал использовать программу X-Rite (GretagMacbeth) Profile Maker. Последняя версия 5.0.10. Программа не обновляется и не поддерживается разработчиком с 2009 года. К сожалению, разработчики генератора не предусмотрели тестовый период его использования. Интерфейс программы на английском языке.

Цветовой профиль, который сгенерировал Profile Maker версии 5.0.8 на основе съёмки с фотоаппаратом Nikon D3100 в условиях студии, был менее точным, чем созданный BasICColor Input на основе тех же исходных данных. В моём случае после применения цветового профиля от Profile Maker я получал некорректную цветопередачу цветов из жёлто-оранжевого спектра, что критично в съёмке портретов и требовало моей ручной правки на этапе ретуши в Photoshop:

Слева фрагмент фотографии, после применения к ней цветового профиля, сгенерированного Profile Maker. Цветовые градиенты между светлыми и средними тонами настолько искажены, что выправить их средствами Capture One мне не удалось. Справа та же фотография после применения цветового профиля, сгенерированного BasICColor Input. Здесь с градиентами порядок, с таким материалом работать приятнее.

Фотография референса, которую я применял в качестве исходных данных для генерации цветовых профилей с помощью Profile Maker и BasICColor Input.

В цветовом профиле, сгенерированном с помощью Profile Maker для камеры Nikon D800, подобная ошибка отсутствовала.

Из-за особенностей Profile Maker, указанных мной выше, я не буду рассматривать её в настоящей статье.

Phase Capture One

Интерфейс Capture One Pro версии 9.2 и меню отвечающее за выбор цветового профиля. Generic название профиля, встроенного в программу по умолчанию. Для каждого цифрового фотоаппарата, поддерживаемого Capture One, существует отдельный цветовой профиль с именем Generic.

В своём рабочем процессе я использую Capture One Pro версии 9.2 с интерфейсом на английском языке. Программа выпускается для платформ Windows и Mac. Полнофункциональная свежая версия с 30-ти дневным пробным периодом доступна для скачивания с веб-сайта разработчика. Для её получения необходимо указать адрес электронной почты, его действительность не проверяется. Процесс установки и настройки программы под свои нужды выходит за рамки настоящей статьи: предполагаю, что Вы уже пользуетесь этой программой.

Отмечу, более ранние версии Capture One Pro, в частности, версия 7.0.2 использует цветовые профили в формате ICC по тому же принципу, что и свежая версия. Я коснусь ещё этого принципа.

Последовательность действий

Съёмка калибровочной мишени

Чтобы достичь цели профилирования, Вам необходимо соблюдать технологию съёмки, которую отражают пять условий ниже. Последовательно удовлетворите им всем.

Первое условие. Съёмка референса производится после уточнения экспозиции и измерения баланса белого.

Чтобы выполнить это условие, я придерживаюсь следующей последовательности действий:

  1. Настраиваю в фотоаппарате формат выходного файла RAW 6, глубина цвета максимальная (например, 14 бит), цветовое пространство , чувствительность 100 (200), улучшатели качества (резкость, контрастность, насыщенность цвета и так далее) отключены, подавление цифрового шума отключено, восстановление пересвеченных областей (например, в фотоаппаратах Nikon эта функция называется Active D-Lighting) отключена, коррекция геометрических искажений объектива отключена, баланс белого ручной.
  2. Делаю пристрелочные кадры, чтобы подобрать параметры, влияющие на экспозицию выдержку и значение диафрагмы. Я снимаю с тезерингом (о англ. ), поэтому экспозицию оцениваю по гистограмме, отображаемой в соответствующей вкладе:

Гистограмма Capture One точнее сообщает мне о пересветах и завалах, чем гистограмма фотоаппарата. Если в Вашем распоряжении находится ручной экспонометр воспользуйтесь им, он обеспечивает наиболее точные измерения.

  1. Разобравшись с экспозицией, замеряю баланс белого. Хорошо располагать отдельным снимком с изображением карты серого. На всякий случай. Я замеряю баланс белого камерой, чтобы забыть о нём в будущем и не тратить время на работу с пипеткой и на копирование параметров с фотографии с изображением карты серого на фотографию с изображением референса. Также, замер баланса белого во время съёмки благотворно влияет на точность профилирования. Разница между результатами измерений алгоритмом Capture One и алгоритмом, встроенным в камеру, в моём случае находится в пределах 250 кельвинов и 4% шкалы Tint (Оттенок). Эти погрешности, в свою очередь, находятся в рамках отклонения цветовой температуры при работе с импульсными
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: